
Неделя истории и обществознания
МКОУ «Хелетуринская СОШ»
Положение
о предметной неделе по истории и обществознанию
I. Общие положения
1.1 Школьная предметная неделя по истории проводится ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
1.2. Задачи предметной недели:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов по истории через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
II. Организация и порядок проведения предметной недели
2.1. Предметная неделя по истории проводится в соответствии с планом работы школы.
2.2 План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы.
2.3. Организатором предметной недели является учитель истории.
2.4. Участниками предметной недели являются:
• ученики школы, изучающие предмет истории.
2.5. В рамках предметной недели проводятся:
- предметные олимпиады;;
- внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
- общешкольные мероприятия.
2.6. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией.
2.7. По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) награждаются грамотами.
2.8. По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
2.9. По итогам предметной недели заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе сдаются следующие документы:
- план предметной недели;
- анализ итогов предметной недели.
Пояснительная записка.
В последнее время активизируется поиск и широкое использование методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории вообще и внеурочной работы по предмету в частности.
Неделя истории и обществознания – это одна из многочисленных форм внеурочной работы.
В соответствии с планом районного УО И ШМО «Гуманитарный цикл» с 27.01 по 31.01.2025 г. в школе прошла предметная Неделя истории и обществознания.
Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей .
Задачи проведения Недели истории и обществознания:
- усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью;
- сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя;
- развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.
Для того, чтобы неделя истории и обществознания прошла удачно, требуется большая подготовка:
- необходимо определить цели, задачи мероприятий, их содержание;
- определить деятельность учащихся и руководящего этой деятельностью учителя;
- составить план проведения предметной недели, где указываются темы и формы занятий, время их проведения и исполнители.
Учителю при составлении плана необходимо учитывать условия, в которых работает школа, взвесить возможности свои и учащихся, выявить их интересы. К планированию нужно привлекать самих учащихся, при этом учитывать их интересы, вопросы, предложения и пожелания.
Проведение Недели истории и обществознания – это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе Недели между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.
Руководящая роль учителя истории осуществляется по следующим основным направлениям:
- определение содержания работы;
- постановка учащимся заданий;
- указание основных источников получения знаний;
- консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности;
- изучение совместно с учащимися выявленных ими исторических сведений;
- участие в оформлении собранного учащимися материала;
- использование этого материала в учебной работе.
При решении этих вопросов необходимо достаточно тесное взаимодействие, сотрудничество учителя и ученика. Они должны уметь: находить нужную книгу в библиотеке, составлять библиографию по теме, пользоваться справочной литературой, готовить рефераты по нескольким источникам, выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией и т.д. Приобщать к исследовательской работе.
«Утверждаю»
ВрИО директора МКОУ «Хелетуринская СОШ»
___________ Юсупов Ю.М.
«___» ______________2025 г.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 27.01.2025 - 31.05.2025
№п/п |
Название мероприятия |
Дата проведения |
Класс |
Место проведения |
Ответственный учитель |
1 |
|
27.01.2025 |
5-11 5-11 7-8 |
Кабинет истории |
Шехмагомедова П.М. |
2 |
|
28.01.2025 |
5-11 |
Кабинет истории |
Шехмагомедова П.М. |
3 |
|
29.01.2025 |
5-11 |
Кабинет истории |
Шехмагомедова П.М. |
4 |
|
30.01.2025 |
5-11 |
Кабинет истории |
Шехмагомедова П.М. |
5 |
|
31.05.2025 |
5-11 |
Кабинет истории |
Шехмагомедова П.М. |
Викторина "Древние цивилизации".
Цель: обобщить знания учащихся.
Задача: повторить и закрепить фактологический и понятийный компонент.
Класс делится на 2 команды. Накануне дается задание подготовить название и девиз. Система оценок: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ход мероприятия
1 тур «Истины»
Необходимо согласиться или опровергнуть утверждение и дать обоснование
(для 1 команды)
- 1.В Египте протекает река Тигр ( река Нил)
- 2.Выращивание растений называют ремеслом (Земледелием)
- 3.Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (Мумию хоронили в пирамиде)
- 4.Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал (Хаммурапи)
- 5.Самый знаменитым философом и ученым Китая был Соломон (Конфуций)
(для 2 команды)
- 1.Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).
- 2.В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют ее кормилицей (в Индии)
- 3.Лишь гробница фараона Рамзеса сохранилась не разграбленной до наших дней (Тутанхамона)
- 4. Область Персидской державы называлась царством (сатрапией)
- 5.В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).
2 тур “Отгадываем загадки”
(для 1 команды)
1. Он был царем
Потом завоевал Египет
И стал хозяином корон,
Повиливать стал всеми… (фараон).
2. Это чудное создание
Сделано нам в назиданье
Славится века оно
Пирамиду охраняет,
Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)
3. Царь Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защищал
Законы он учредил. (Хаммурапи)
(для 2 команды)
1.На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал – их алфавит
Все народы покорит. (Финикия)
2.Македонский царь Филипп
Победил всех греков.
Потому что хитрым был
И воинственным прослыл
Армию свою большую
На отряды он разбил.
В них все строились рядами,
Защищались копьями.
Назови отряд быстрей
Иль угадывай скорей! (Фаланга)
3.Когда-то в Греции в отдельных областях
Они возникли типа мини-государства
И сочиняли песни там о богачах,
Что вкруг его селенья и поля располагали
На городок с предместьями они похожи были
И по своим законам там весь люд судили. (Полис)
3 тур “Отгадываем кроссворды”
(для 1 команды)
Лестница с “Б”
- Просветленный мудрец
- Тростник, из которого в Китае делали дощечки для письма.
- Служитель бога в Индии.
Ответ: 1. Будда; 2. Бамбук; 3. Брахман.
Буква “И”
- Великий мифический герой Аттики, сын царя афинского Эгея и Эфры, убивший на острове Крит Минотавра
- Мифический царь, отец Ахиллеса
- Главная гавань Афин, при Перикле соединенная с городом длинными стенами
- Величайший скульптор древности, величайшее произведение – статуя Олимпийского Зевса.
- Название учебного заведения, от которого происходит название “лицей”
- Персидский царь
- Место, где обитают Музы
Ответы: 1. Тесей; 2. Пелей; 3. Пирей; 4. Фидий; 5. Ликей; 6. Дарий; 7. Музей.
(для 2 команды)
Лестница с “Б”
- Финикийская буква
- Город Финикии
- Знак, который соответствовал отдельному звуку
- Священная книга
Ответы: 1. Бет; 2. Библ; 3. Буква; 4. Библия
В конце “С”
- Имя персонажа мифа, критский царь, отец Ариадны, приказал афинянам каждые девять лет семь юношей и семь девушек посылать на съедение Минотавру, живущему в лабиринте.
- Герой многочисленных сказаний, пастух, во время Троянской войны убил при помощи Аполлона Ахиллеса.
- Один из независимых городов Греции.
- Небольшое самостоятельное государство-город.
- Большой остров у берега Малой Азии, родина Пифагора и место поклонения Гере.
- Громадная глиняная бочка для хранения зерна.
- Остров близ Александрии, известный своим маяком.
- Простой народ в Греции.
Ответы: 1. Минос; 2. Парис; 3. Пилос; 4. Полис; 5. Самос; 6. Пифос; 7.Фарос; 8. Демос.
«Разгадай ребусы»
1.Гвардия
2.История
4.Налог 5.Товар
6.Заказ 7. Банк
Конкурс «Битва капитанов»
История Древнего мира и Средних веков (1 вопрос = 1 балл) |
||
1 |
Столица Древнего Египта |
а) Вавилон |
2 |
Как называются гробницы фараонов Древнего Египта |
а) храмы |
3 |
Кому принадлежала верховная власть в Древнем Египте |
а) фараону |
4 |
Какому фараону была построена самая большая пирамида |
а) Хеопсу |
5 |
Как называли бога Солнца – самого могущественного бога Древнего Египта |
а) Осирис |
6 |
Как звали жену фараона Эхнатона, скульптура которой до сих пор является символом красоты, гармонии и естественности |
а) Хатшепсут |
7 |
Какой древнегреческий историк назвал Египет «дар Нила» |
а) Аристотель |
8 |
Какому богу были посвящены Олимпийские игры в Древней Греции: |
а) Зевсу |
9 |
У какого бога древние греки просили успешного плавания кораблю: |
а) Зевса |
10 |
Рождение греческого театра связано с праздниками в честь бога: |
а) Зевса |
11 |
Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» был древнегреческий поэт: |
а) Эсхил |
12 |
Какой знаменитый храм греческого архитектора находится на вершине афинского Акрополя: |
а) зиккурат |
13 |
По легенде, братьев Ромула и Рема – основателей Древнего Рима, выкормила: |
а) лиса |
14 |
Древний Рим располагался: |
а) на Пиренейском полуострове |
15 |
Как называется огромный амфитеатр Рима, где сражались гладиаторы и в котором могло находиться до 50 тысяч зрителей: |
а) Колизей |
16 |
В честь военных побед полководцев в Древнем Риме воздвигали: |
а) храмы |
17 |
Как назывался народ, издавна населявший Англию: |
а) бритты |
18 |
К какой королевской династии принадлежал Карл Великий: |
а) Меровинги |
19 |
Кого в средние века называли рыцарем: |
а) королевских приближённых |
20 |
Как в средние века называлось земельное владение, за которое несли военную службу: |
а) оброк |
21 |
В каких произведениях описывались приключения Робина Гуда: |
а) романы |
22 |
Огромная держава монголов была создана: |
а) Батыем |
23 |
От какой империи Россия унаследовала двуглавого орла на гербе: |
а) Китайской |
Конкурс «Тесты по истории».
1. Ближайшими помощниками фараона в управлении государством были:
а) жрецы;
б) вельможи (+);
в) писцы;
г) воины.
2. В Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами, называли:
а) амулетом;
б) мумией (+);
в) Саркофагом;
г) Сфинксом.
3. Народ, почитавший одного бога Яхве:
а) египтяне;
б) вавилоняне;
в) евреи (+);
г) филистимляне.
4. Первая часть Библии – Ветхий завет написана:
а) ассирийцами;
б) евреями (+);
в) египтянами;
г) финикийцами.
5. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту?
1. Палестина
2. Египет
а) храм в Иерусалиме (1);
б) Пирамида фараона Хеопса (2);
в) Аллея сфинксов (2);
г) Царский дворец Соломона (2).
6. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Двуречью, а какие Ассирии?
1. Двуречье
2. Ассирия
а) Висячие сады Семирамиды (1);
б) Ворота богини Иштар (1);
в) Царский дворец Ашшурбанапала (2);
г) Вавилонская храмовая башня (1).
7. “Благородный человек винит себя, а ничтожный других”, - говорил:
а) Будда;
б) Конфуций (+);
в) Соломон;
г) Моисей.
8. “Казнить кого-либо, вместо того, чтобы наставить его на истинный путь, - бесчеловечно”, - говорил:
а) Будда;
б) Конфуций (+);
в) Хаммурапи;
г) Моисей.
Подведение итогов.
.
Кроссворд
- Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. 2. Народное собрание.
3. Промежуток времени в 100 лет.
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке.
5. Обряд принятия христианства.
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте.
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям
Конкурс «Права и обязанности»
Однако некоторые дети не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей? Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.
Попробуем правильно выполнить следующие задания (два желающих ученика от каждой группы выходят к доске для распределения прав и обязанностей).
Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника:
- Бесплатное образование (право)
- Уважение мнений всех учащихся и учителей (обязанность)
- Удобное рабочее место (право)
- Посещение школы в предназначенное для этого время (обязанность)
- Активное приобретение знаний (право)
- Защита личной собственность (право)
- Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)
- Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность)
- Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)
- Сотрудничество с учителями (право).
ИГРА-ШОУ «Поле чудес»
Тема «Смута 17 века»
Цель мероприятия: расширить и обобщить знания школьников по теме «Смута»
Участвуют 3 тройки игроков.
Оборудование: Барабан с баллами (можно сделать из картона, можно создать через интерактивную доску). Листы А4 с буквами, магниты.)
1 тройка игроков.
Вопрос: « Административный орган в начале 17 века, ведающей определенной функцией?»
Ответ: приказы
2 тройка игроков.
Вопрос: « Указ 1649 год о закрепощении крестьян?»
Ответ: Соборное Уложение
3 тройка игроков.
Вопрос: «Как звали патриарха, который провел церковную реформу?»
Ответ: Никон
Финал
Вопрос: «Как звали первого царя из династии Романовых?»
Ответ: Михаил
Супер-игра
Вопрос: «Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя?
Ответ: Самодержавие
Заключительное мероприятие по предметной недели по истории «Битва эпох»
Цель: развить интерес к истории, обобщить знания, полученные при изучении истории, расширить кругозор учащихся.
Угадай героя по описанию или назови, какое право нарушалось у данного героя:
1) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)
2) Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)
3) Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка).
Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.
Подведение итогов. Награждение.
Отчёт о проведении предметной недели
«Истории и обществознания»
в МКОУ «Хелетуринская СОШ»
В соответствии с планом районного УО и ШМО «Гуманитарный цикл»
с 27.01. по 31.01.2025 года в школе прошла предметная Неделя истории и обществознания.
Внеурочная работа – это такая деятельность обучающихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории и обществознания, развитию их разносторонних интересов и способностей.
Неделя истории и обществознания – это одна из многочисленных форм внеурочной работы.
Цель: развитие познавательного интереса к истории и обществознанию через внеурочные формы работы.
Задачи проведения:
- Усиление интереса к предметам.
- Сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя.
- Развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.
Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Прогнозируемый результат: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
Проведение недели истории и обществознания – это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения, которая связана с основным программным курсом обучения, она направлена на то, чтобы углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор, формировать правовую культуру. Каждое из мероприятий было хорошо организовано и проведено на высоком методическом уровне.
К проведению недели были привлечены учащиеся 5-11 классов.
Все участники предметной недели были активны, проявили большой интерес к проведению мероприятий.
Предметная Неделя была проведена в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, артистизм, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к школьным предметам.
Первый день состоялось открытие Недели. Был объявлен конкурс рисунков: «Древний мир» среди учащихся 7-8 классов; Учащиеся разделились на две команды и придумали название для своей команды и девиз.
В этот же день учителем истории и обществознания Шехмагомедовой П.М. был проведен Урок мужества, посвященный 81-ой годовщине снятия Блокады Ленинград «Непокорённый Ленинград». Урок прошел в очень торжественной и одновременно в грустной обстановке. Рассказала о ленинградцах, которые проявили настоящий подвиг и мужество в течении 900 дней. Так же выступили учащиеся со стихотворениями военного времени. В конце урока все почтили память погибших минутой молчания.
Во второй день после уроков была проведена Игра-викторина на тему «Древние цивилизации». Мероприятие прошло в виде конкурса. Учащиеся выбрали капитанов команд. Судили команды члены жюри. Всего было 3 конкурса.
1 тур «Истины» - учащимся было необходимо согласиться или опровергнуть утверждения и дать обоснование.
В данном туре больше баллов набрала 1 команда «Славяне».
2 тур «Отгадывание загадок» - на этом туре команда «Славяне» также показала свои знания в области истории.
3 тур «Кроссворд» - и на этом туре тоже команда «Славяне» не дали победить 2 команде «Древние греки».
В третий день был конкурс «Битва капитанов» в виде вопрос-ответ, где капитаны показали свои знания в области истории.
На этом конкурсе победу одержал капитан команды «Древние греки».
Также в этот день был проведен конкурс разгадывание кроссворда. Учащиеся показали свой интеллект и показали свои знания. Конкурс завершили равным счетом. В этот день провели еще один конкурс «Тесты по истории» на этом этапе победу одержала команда «Славяне».
Четвертый день был посвящен предмету обществознание. После уроков прошел турнир «Права и обязанности», учащиеся вышли к доске и показали насколько они разбираются о своих правах и обязанностях. Турнир прошёл очень интересно и познавательно. Определили, что участник команды «Славяне» больше знает о правах и обязанностях.
Также был проведен Игра - шоу «Поле чудес». В этот же день были проведены итоги конкурса рисунков. На конкурсе рисунков среди учащихся 7-8 классов «Древний мир» 1- место заняла ученица 7 класса Омаргаджиева Патул, 2 - место заняла ученица 8 класса Сурхаева Меседо, 3 - место занял ученик 8 класса Омаргаджиев Салим.
В последний день недели состоялось закрытие недели и награждение победителей.
В целом, предметная неделя была проведена на высоком и хорошем уровне, несмотря на загруженность учителя (один учитель во всех классах). Подготовка, организация, фотоотчет, все делалось силами учителя и благодаря активности учащихся. Запланированные мероприятия были интересными, познавательными, обучающими и воспитательными. На каждое мероприятие есть сценарий. Учитывая мнение учащихся, им очень понравились игровые моменты, соревнования, непринужденная обстановка и позитивное отношение друг к другу.
Предметная неделя показала, что у учащихся развит познавательный интерес к предметам, умело работали в коллективе и умело организовывали свою работу. Поставленные цели были выполнены.